ПО УЛИЦАМ СТАРОГО КРЫМА
Нет в районе более древнего населенного пункта, чем Старый Крым. Да и немногие крымские города могут похвастать столь почтенным возрастом. А то, что небольшой старинный городок дал название всему полуострову, вообще поднимает значение Старого Крыма в глазах его гостей и жителей.
История города насчитывает не одно тысячелетие. Странное чувство может охватить приезжего, увидевшего усадебное царство частных домиков. Древние постройки как бы спрятались в лабиринте улочек и в тени деревьев. Нет, они не поражают размахом и величием, не бросаются в глаза. Но у них есть особенность, о которой надо знать: камень какой-нибудь ограды может быть древней надмогильной плитой, а на древней кладке могут вырасти современные дома. Потому в путешествии по улицам города главным качеством должна стать наблюдательность.
Итак, мы приехали на автостанцию. На ней, удобно расположенной на шоссе Симферополь Феодосия, останавливаются все автобусы, много частных такси (здесь же их стоянка). Знакомство с достопримечательностями города лучше всего начать с музея, находящегося на улице Свободы, 17.
Пройдем по этой улице, ведущей от автостанции вниз, в город. По пути можно посетить центральный рынок (на той же улице). Здание историко-литературного музея узнать нетрудно. По стилю это поздний классицизм с южнорусской спецификой. Здесь была когда-то учительская семинария. Сейчас здание музея находится под охраной как памятник архитектуры.
Рядом с музеем коллекция скульптур, некогда украшавших здания города. Его филиалом является литературно-мемориальный музей А. С. Грина, расположенный неподалеку, на улице Карла Либкнехта, 69 (знаменитый домик писателя, в котором он прожил свои последние годы).
Описанию экскурсии по музею можно посвятить целую статью, но лучше один раз увидеть... Скажем только, что в нем есть четыре постоянные раздела и действуют различные тематические выставки. В археологическом разделе представлены материалы экспедиций, предметы быта и вооружение, рассказывающие о древней истории города. Раздел «Страницы истории Старого Крыма» переносит в жилой интерьер конца XIX века. Самый большой раздел «Старый Крым как часть литературно-художественной Киммерии». В его экспозициях отражен жизненный и творческий путь более тридцати деятелей культуры и искусства, чьи имена связаны со Старым Крымом. Это и супружеская чета Грин (Гриневских), и Григорий Петников, и творческая пара Юлия Друнина и Алексей Каплер, и великий Айвазовский и многие другие. Четвертый раздел рассказывает о современной литературно-художественной Киммерии, о поэтах, художниках, писателях, посвятивших свои полотна и страницы этому дивному краю. Музей богато украшен картинами местных и российских художников. Обязательно посетите домик Александра Грина (входит в экскурсию по самому музею).
Многое можно узнать об истории города от опытных экскурсоводов музея. Но еще интереснее взглянуть на сами памятники культуры, архитектуры и археологии своими глазами. Поэтому продолжим экскурсию по городу и тенистыми улицами пройдем в старую его часть (к северо-западу от музея).
По дороге вспомним рассказ о древнейшей истории города. Район Старого Крыма был заселен еще в эпоху неолита нового каменного века (III начало II тысячелетия до н.э.). Известны в округе курганы эпохи бронзы. Затем здесь существовали поселения кизил-кобинской культуры, тавров, скифов это уже эпоха раннего железного века, и она хорошо прослеживается археологически в окрестностях города.
Так, на горном массиве Агармыша раскопано раннескифское поселение, а чуть ближе к городу позднескифское городище. Археологические находки свидетельствуют о связях поселения греков на месте современной северо-восточной окраины Старого Крыма с Боспором. Предположительно, это поселение называлось Кареа или Кареон (VI-III века до н.э. первые века нашей эры). Древнегреческий географ Птолемей упоминает эти места под именем Таз.
Однако все попытки локализовать на месте Старого Крыма древнегреческие города, сведения о которых туманны, а местоположение неясно, довольно проблематичны. Зато более-менее определенно можно сказать, что города здесь не было до XII века, только поселение (по-половецки Суркат или Солхат; первое письменное упоминание о нем относится к 1266 году).
Из археологических и письменных источников известно, что к XII веку на месте Старого Крыма возникает большой торговый центр с крепостными стенами и рвом (их остатки можно осмотреть на северо-восточной окраине города). Это время торговых караванов, идущих по Великому Шелковому пути, связующему Азию с Европой. И на их пути наш городок. За его стенами проживают греки, армяне, русские, потомки печенегов, половцев, хазар, аланов. Нет еще ни генуэзцев, ни татар. Как сказал известный краевед В. Зеленский: «Мир не знает Москвы, еще не открыта Америка!».
Мы можем увидеть немых свидетелей тех времен: ушедшие глубоко в землю стены раннесредневековой церкви Х-ХП веков неясной пока принадлежности по улице Полины Осипенко, а также фундаменты древних зданий на выезде из города в Феодосию. Упомянутая церковь находится во дворе дома и представляет собой небольшое однонефное здание. Ее называют то греческой, то армянской, но трудно определить на глаз ее точную принадлежность. В пользу первого предположения говорит полукруглая алтарная абсида, выступающая наружу от восточной стены. Вход в сооружение находится в южной продольной стене.
Несколько сотен метров и кривые улочки приводят нас к другому памятнику раннего средневековья мечети султана Бейбарса (ул. Красноармейская, 59). Это древнейшая мечеть Крыма, построенная в 1287-1288 годах на деньги уроженца этих мест Захира Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарса. Он правил в 1260-1277 годах и был вторым по счету и одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, властвовавшей в Египте около 300 лет. Он вошел в историю тем, что нанес крупное поражение татаро-монголам и остановил их продвижение на Ближнем Востоке.
Выходец из причерноморских степей, видимо кипчак (половец), Бейбарс в детстве был куплен на одном из невольничьих рынков полуострова как белый раб (мамлюк). В 1277 году, желая увековечить свое имя и прославить место своего рождения, он выделил 2000 динаров на строительство мечети в Солхате, ну и, конечно, преследуя политические и религиозные цели. Так неожиданно связывается история средневекового Египта и нашего города.
До настоящего времени здание сохранилось не полностью: утрачен минарет, запечатленный на акварели М. Иванова конца XVIII века. Размеры мечети в плане 20 на 15 метров. Как писал известный исследователь Крыма XVIII века П. И. Кеппен, стены ее «были покрыты мрамором, а верх порфиром». Историк А.И. Маркевич отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться».
Были в городе и другие культовые здания, от которых остались фундаменты. Например, от мечети Мюск-Джами (Мускусной) на углу переулка и улицы Садовой, во дворе дома. Увы, но пока не локализована точно еще одна легендарная мечеть города Куршун-Джами (Свинцовая), хотя некоторые ученые приписывают ей остатки здания на углу улиц Дачной и Ленина. Вообще надо отметить, что средневековая история Старого Крыма таит много загадок и неясностей. Возможно, что указанные мечети более позднего времени. Археологических исследований их не проводилось...
А рядом, на улице Победы, вызывая наш восторг и дополняя историю города, находится поныне действующая мечеть хана Узбека с остатками медресе мусульманского духовного училища. Это уже XIV век, время расцвета города. Шумят рынки, вовсю идет торговля.
Лен, железо, медь, соль, смола, драгоценные камни, меха, бархат, пряности, ковры, оружие, опиум, шерсть, продукты окрестных земель заполняют торговые ряды. И, конечно же, особо невольники.
Слышна была итальянская, армянская, греческая, арабская, тюркская речь купцов. Именно для них в городе построены несколько караван-сараев. Можно осмотреть остатки одного из них. Они находятся недалеко по улице Партизанской вниз. Некоторые авторы путеводителей ошибочно отожествляют их с дворцом хана Батыя.
А над базарами, пыльными улочками и окрестностями с минаретов мечетей разносится призыв муэдзина к молитве. Это время распространения ислама среди татар. Хан Золотой Орды Узбек принял мусульманство как государственную религию в 1313 году, и уже в следующем году были построены мечеть и медресе в Кырыме (так татары называли город, а Солхатом его именовали генуэзцы).
Мечеть с медресе стали средоточием распространения мусульманской религии в Крымском юрте Золотой Орды, центром которого и был Солхат Кырым. Кстати, Кырым в переводе с тюркского означает «ров, крепость».
Возможно, от укреплений города позже получил свое название и весь полуостров. Солхатом (самое старое название; на тюркских наречиях «сол» левый, а «хат» сторона) в те времена называли не весь город, а ту его часть, где проживали не мусульмане, а греки, армяне, генуэзцы.
Армяне называли город Гин-Гримиц то есть Старый Крым по-армянски. Этот народ имел здесь не просто вторую родину (армяне на полуострове появились с XIII века), но и духовный центр: в лесистых окрестных горах находилось несколько армянских монастырей, самые известные из которых Сурб-Хач и Сурб-Стефанос (Георгий). Их посещение мы планируем позже, пройдя туристскими тропами.
Много было в округе и соборов древневосточной армяно-григорианской церкви (ветвь христианства, в которой Иисус Христос почитается как Бог, а не Бог-Сын).
В 1395 году все части города были разрушены войсками Тимура (Тамерлана), а в 40-е годы XV столетия сыном золото-ордынского хана Тохтамыша Саиид Ахмедом. С этим же временем связано еще одно известное событие: убийство в городе темника Мамая в 1380 году. Этот военачальник, будучи женатым на дочери золотоордынского хана, стал фактическим владельцем западных улусов Золотой Орды, в том числе и Крымского улуса. Для утверждения здесь своей власти он организовал карательный поход на полуостров, разрушил много городов и селений, захватил аланское княжество Кырк-Ер (позже получило более известное название Чуфут-Кале). Стремясь помешать консолидации русских земель, Мамай нанес ряд ударов по русским княжествам, но при попытке вторжения в Московское княжество потерпел поражение в Куликовской битве 1380 года, после чего вскоре был разбит Тохтамышем, бежал в Кафу, затем в Солхат, где и был убит. Не помогли Мамаю и генуэзцы, ранее предоставившие ему деньги и наемников для воцарения на золотоордынском престоле, и «не оправдавшем доверия».
К чему это рассказываем? Да дело в том, что можно осмотреть легендарную могилу Мамая! Она находится на окраине города у шоссе со стороны Феодосии, слева, возле бывшего завода железобетонных изделий. Рядом поворот на Приветное и Золотое Поле начало маршрута одного из наших путешествий. Курган еще не раскопан археологами, зато несколько обезображен линиями электропередач.
Скажем сразу для сведения «любителям древностей»: по легенде, над захоронением кровавого темника лежит страшное заклятие; и вообще историки не склонны считать Кемаль-Ата (другое название кургана) чьей-либо могилой, относя его появление к эпохе бронзы.
С провозглашением Хаджи-Гиреем себя крымским ханом в 1443 году, переездом его в Кырк-Ер и строительством столицы ханства в Бахчисарае Кырым и Солхат стали хиреть, генуэзцы перестали тут торговать. Удар по международной торговле нанесли и падение Византийской империи под натиском турок-сельджуков в 1453 году, и захват турками Кафы и других приморских городов полуострова спустя 22 года. Обе части города слились воедино и получили название Эски-Крым (Старый Крым). Свидетели того времени увы, лишь безмолвные камни...
Ко времени присоединения полуострова к России в 1783 году Эски-Крым стал небольшим местечком. Имперское правительство переименовало его в Левкополь по моде тех времен на греческие названия и намеревалось сделать центром Крымской области. В мае 1787 года Тихий город (так переводится с греческого Левкополь) посетила российская императрица Екатерина II, но дворец, в котором останавливалась Ее величество с гостями, не сохранился.
В конце того же года городок вошел в состав образованного Феодосийского уезда и стал называться по-русски Старый Крым* В конце XVIII века тут пытались основать центр крымского шелководства, и местные условия для этого исследовал известный ученый К. И. Таблиц. В те годы большинство мусульман эмигрировало отсюда в Турцию. На долгие годы город превратился, по словам автора одного из дореволюционных путеводителей Г. Москвича, в «ничтожный заштатный городок».
Вся городская жизнь Старого Крыма была сосредоточена на главной улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), а остальная часть города напоминала собой подобие деревни. На эту улицу, протянувшуюся через весь город, выйдем и мы. Вдоль нее и сейчас расположены главные административные здания, магазины, кафе и рестораны.
Не доходя до центра, в сквере напротив городского парка осмотрим свидетельства героического времени, более близкого нам. Это обелиск и могилы старокрымских партизан и подпольщиков, погибших в окрестностях города в годы Второй мировой войны. Вообще в старокрымской округе много памятников: в горах, в балках, на городском кладбище партизанам, на въезде в город воинам-освободителям. Улицы названы в честь защитников Родины от коричневой чумы: Ларишкина, Логвинова, Косенко, Холода, братьев Стояновых... Вечная слава героям!
Продолжим наше путешествие по городу. Домик, где с 1930 по 1932 год жил Александр Грин, мы уже осмотрели во время музейной экскурсии. Теперь наш путь лежит на улицу Розы Люксембург, где в доме № 27 до своей смерти в 1971 году жил и творил Григорий Николаевич Петников известный литератор, талантливый поэт и знаменитый переводчик. Он еще в молодые годы стоял у истоков футуризма, среди его друзей были Бурлюк,
Маяковский, Есенин, Мейерхольд, Хлебников, Асеев. В годы гражданской войны Г. Н. Петников редактировал литературную страницу «Известий Временного рабоче-крестьянского правительства Украины», потом сменил перо на штык и участвовал в боях под Харьковом, на юге Украины, в штурме Перекопа. В советское время он занимался переводами немецких, французских и американских поэтов.
А кто из нас не читал «Сказок братьев Гримм»! А ведь их тоже перевел Григорий Николаевич. Переведены им на русский язык и народные сказки: украинские, белорусские, закарпатские, народов Африки.
Но А. С. Грин и Г. Н. Петиков не исчерпывают темы. В Старый Крым приезжали и другие писатели и поэты. Максим Богданович, Марина и Анастасия Цветаевы, Всеволод Рождественский, Константин Паустовский, Юлия Друнина, Алексей Каплер, Вадим Охотников, Николай Тарасенко, Борис Чичибабин далеко не полный список гостей города, воздух которого вдохновлял их на новые произведения.
А художники, запечатлевшие городские улочки и окрестности! Русский пейзажист Михаил Иванов, великий маринист Иван Айвазовский (кстати, в Старом Крыму он расписал иконостас армянской церкви, но это единственное произведение Айвазовского-иконописца было уничтожено в период «развитого социализма»), певец Киммерии Максимилиан Волошин, лирик пейзажа Константин Богаевский...
Город остается и сейчас самым посещаемым деятелями искусства местом Кировского района. Увы, трудно точно показать те дома, в которых они останавливались, но поверьте, что они ходили теми же улочками, что и мы!
По этим улицам нам нужно выйти на западную окраину города. Там находится санаторий «Старый Крым». Это единственный санаторий в районе. Но слава о здравнице в сосново-лиственном бору разнеслась далеко за пределы Крыма. В этом оздоровительном учреждении могут лечиться люди, больные преимущественно туберкулезом легких и дыхательных путей.
.История климатолечения в Старом Крыму идет с давних пор, когда особой славой пользовались так называемые цветочные лечебные ванны, приготовленные на цветах и травах, собранных в окрестностях города. Небольшой санаторий открылся уже в годы Первой мировой войны, а в межвоенные годы тут был курорт местного значения.
Нынешняя здравница была открыта в 1953 году. В прошлые годы здесь лечилось до двух тысяч человек ежегодно. На ее территории два приемных и пять каменных двухэтажных спальных корпусов, было до 30 коттеджей.
Со «Старым Крымом» связана судьба знаменитого хирурга Н. М. Амосова, который в 50-х годах был научным руководителем здравницы. Николай Михайлович и его ученики провели множество сложнейших операций на легких, внедрив новые методы пневмокатаральной хирургии.
Увы, сейчас санаторий переживает не лучшие времена, но продолжает важное дело оздоровление людей. Подышим и мы в сосновом лесу здравницы прелостью грибных мест и настоянными на травах ветрами с близкого Агармыша.
Закончим наше путешествие, посетив ... городское кладбище по улице Чапаева, она же шоссе Симферополь Феодосия, рядом с автостанцией. В этом нет никакого ерничества, наоборот, именно там витает Память. На нем нашли последний приют Александр Грин с женой Ниной Николаевной, Алексей Каплер и Юлия Друнина, Григорий Петников. Их могилы недалеко от входа и друг от друга. Рядом есть еще одна могила Иосифовича Сапонько. Мало кому известно, что он был основоположником русской стенографии.
Хочется еще сказать о творческой паре двух искренне любивших друг друга людей: поэтессе Юлии Владимировне Друниной и кинодраматурге Алексее Яковлевиче Каплере. Известный своими сценариями фильмов о Ленине и народной войне, вдумчивой «Кинопанорамой» советских лет, а также как первая любовь дочери Сталина Светланы, А. Я. Каплер очень любил наш город. И после смерти в 1979 году он был похоронен здесь. Не вынесла разлуки с любимым мужем и современной пустоты жизни душа Друниной. С 1990 года они навеки вместе в старокрымской земле.
А памятник на могиле Александра Степановича Грина, созданный скульптором и художником Т. Гагариной и архитектором И. Лохановым, является святым для многих романтиков почитателей таланта писателя. Причем с фигурой Фрези Грант Бегущей по волнам связана поистине детективная история с похищением и почти уничтожением ее современными вандалами. Но, как птица Феникс из пепла, вновь родилась Бегущая по волнам на своем месте. И так будет всегда, ведь Мечта неуничтожима. Подумаем над этим, покидая место вечного покоя.
От городского кладбища можно пройти на осмотр остатков построек и оборонительной стены Солхата (несколько сотен метров на северо-восток), а можно вернуться на автостанцию. Нас ведь ждут и другие дороги, а многие из наших маршрутов лучше начинать от Старого Крыма. Это и путешествие на Агармыш и вокруг него, и в Сурб-Хач и горные леса, и по земской дороге к морю, и на гору Климентьева. Пути по древней старокрымской земле многое могут поведать пытливому и внимательному путешественнику.